Открытый доступ Открытый доступ  Ограниченный доступ Платный доступ или доступ для подписчиков

Влияние климатических изменений уровенного режима Баренцева моря на портовое гидротехническое строительство

Т. В. Долгушев

Аннотация


Рассматривается эксплуатация морских портовых гидротехнических сооружений в Арктическом регионе РФ. В настоящее время активно развивается морская транспортная инфраструктура Арктического региона, в котором, по данным IPCC, наиболее сильно проявляются последствия глобального изменения климата, которые на данный момент не учитываются при проектировании ПГТС. Анализ результатов моделирования климатических изменений для глобального среднего уровня моря и региональных моделей Баренцева моря показал существенное изменение уровенных отметок для ПГТС Арктического региона к 2100 г. Уровень Баренцева моря для прогнозов по сценарию SSP5-8.5 изменяется от 68 см для Мурманска до 112 см для Индиги, что ведёт к росту гидростатической и волновой нагрузок, а также увеличивает риск аварийных ситуаций. Учёт прогнозных климатических изменений при проектировании ПГТС позволит снизить риск аварий в период жизненного цикла объекта, а также сократит эксплуатационные издержки благодаря отсутствию необходимости в капитальной реконструкции, вызванной необходимостью восприятия запроектных нагрузок.

Ключевые слова


изменения климата; повышение уровня моря; гидротехническое строительство; портовые сооружения

Полный текст:

PDF

Литература


Кондратьев В. Б. Минеральные ресурсы и будущее Арктики // Горная промышленность. 2020. № 1. С. 87 - 96. - DOI: 10.30686/1609-9192-2020-1-87-96.

Минерально-сырьевые ресурсы арктической континентальной окраины России и перспективы их освоения / В. Д. Каминский, О. И. Супруненко, А. Н. Смирнов // Арктика: экология и экономика. 2014. № 3(15). С. 52 - 61.

Распоряжение правительства РФ "Национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года" от 25.12.2019 № 3183-р // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 2019 г.

СП 58.13330.2019. Гидротехнические сооружения. Основные положения СНиП 33 - 01 - 2003 (с Изменением № 1) от 16.12.2019: Официальное издание. С изм. и допол. в ред. от 10.03.2022. - М.: Стандартинформ, 2020.

Долгушев Т. В., Меньшикова А. В. Перспективы реализации строительных проектов морских сооружений в Арктической зоне РФ // Международная научно-техническая конференция молодых ученых БГТУ им. В. Г. Шухова: Материалы конференции, Белгород, 30 апреля, 2021 год. - Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, 2021. С. 1107 - 1110.

Серова Н. А., Серова В. А. Основные тенденции развития транспортной инфраструктуры российской Арктики // Арктика и Север. 2019. № 36. С. 42 - 56.

Воронина Е. П. Транспортное освоение арктических территорий: стратегические задачи и анализ рисков // Арктика: экология и экономика. 2017. № 3 (27). С. 61 - 68.

Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года" от 26.10.2020 № 645 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 2020 г.

Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" от 07.05.2018 № 204 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 2018 г.

Объём грузоперевозок по Севморпути в 2020 году составил около 33 млн тонн. - rosatom.ru. - URL: https://rosatom.ru/journalist/news/obem-gruzoperevozok-po-sevmorputi- v-2020-godu-sostavil-okolo-33-mln-tonn /.

Объём перевозок по Северному морскому пути в 2020 году составил 31 млн тонн. - portnews.ru. - URL: https://portnews.ru/news/306100/.

Объём перевозок по Севморпути в 2017 г. вырос на 42,6 %, до 10,7 млн тонн. - mintrans.gov.ru. - URL: https://mintrans.gov.ru/press-center/branch-news/176.

По Севморпути перевезли почти 20 млн тонн грузов в 2018 году. - korabel.ru. - URL: https://www.korabel.ru/news/comments/po_sevmorputi_perevezli_pochti_20_mln_tonn_gruzov_v_2018_godu.html.

Грузооборот по СМП в 2021 г. достиг 34,85 млн. т. - neftegaz.ru. - URL: https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/720501-gruzooborot-po-smp-v-2021-g-dostig-34-85- mln-t/.

Северный Морской Путь - Итоги 2020 года презентация Росатом. - arctic.gov.ru. - URL: https://arctic.gov.ru/wp-content/uploads/2021/02/2020.pdf.

Холопцев А. В., Подпорин С. А. Перспективы безледокольной навигации судов класса Arc7 в районе Новосибирских островов в зимний период // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. 2019. Т. 11. № 5. С. 867 - 879.

Charctic Interactive Sea Ice Graph. - nsidc.org. - URL: https://nsidc.org/arcticseaicenews/charctic-interactive-sea- ice-graph/.

Springtime in the Arctic. - nsidc.org. - URL: http://nsidc.org/arcticseaicenews/.

Smith L., Stephenson S. New Trans-Arctic shipping routes navigable by mid-century // PNAS. 2013. No. 110 (13). Pp. 4871 - 4872.

Изменение климата. Физическая научная основа. Вклад Рабочей группы I в Пятый доклад об оценке Межправительственной группы экспертов по изменению климата / Т. Ф. Стоккер, Д. Цинь, Дж.-К. Платтнер, М. Тигнор, С. К. Аллен, Дж. Бошунг, А. Науэлс, Ю. Ся, В. Бекс и П. М. Мидглей (редакторы). - Кембридж Юниверсити Пресс, Кембридж, Соединенное Королевство, и Нью-Йорк, США. 2013.

Специальный доклад МГЭИК об океане и криосфере в условиях изменяющегося климата / Х.-О. Пёртнер, Д. К. Робертс, В. Массон-Дельмотт, П. Чжай, M. Тигнор, Э. Положанска, K. Минтенбек, M. Николаи, Э. Окем, Я. Петцольд, Б. Рама, Н. М. Вейер (ред.). - Кембридж Юниверсити Пресс, Кембридж, Соединенное Королевство, и Нью-Йорк, США. 2019.

Вереземская П. С., Гулев С. К., Селиванова Ю. В., Тилинина Н. Д., Маркина М. Ю., Криницкий М. А., Шармар В. Д. Прогноз и анализ изменений климата в Российской части Баренцева моря. - М.: Всемирный фонд дикой природы (WWF), 2019. - 611 с.

Ocean Heat Content. - climate.nasa.gov. - URL: https://climate.nasa.gov/vital-signs/ocean-heat.

Von Schuckmann K. et al. Heat stored in the Earth system: where does the energy go? // Earth Syst. Sci. Data, 12, 2013 - 2041. - https://doi.org/10.5194/essd-12-2013-2020.

Шаповалов С. М. Уровень мирового океана // Большая российская энциклопедия. 2017. Т. 33. С. 84 - 85.

Вопросы геоморфологии и палеогеографии морских побережий и шельфа // Материалы научной конференции памяти Павла Алексеевича Каплина (Москва, 2 - 3 февраля 2017 г.) / Под ред. Т. А. Яниной, Т. С. Клювиткиной. - М.: Географический факультет МГУ, 2017. - 211 с.

Understanding Sea Level. - climate.nasa.gov. - URL: https://sealevel.nasa.gov/understanding-sea-level/key-indicators/global-mean-sea-level.

Grinsted A. and Christensen J. H. The transient sensitivity of sea level rise // Ocean Sci. № 17. Рр. 181 - 186. - https://doi.org/10.5194/os-17-181-2021.

IPCC 6th Assessment Report Sea Level Projections. - climate.nasa.gov. - URL: https://sealevel.nasa.gov/ipcc-ar6-sea- level-projection-tool/.

Data Analysis Tool. - climate.nasa.gov. - URL: https://sealevel.nasa.gov/data-analysis-tool.




DOI: http://dx.doi.org/10.34831/EP.2022.75.95.005

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


© 1998 — 2024 НТФ «Энергопрогресс»


Контакты:

Адрес: (почтовый): 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 8, этаж 1, пом. III, ком.1-6, АО НТФ «Энергопрогресс»

Тел.: + 7 495 911-26-96
E-mail: gts1930@yandex.ru


Наши партнеры: